#гуманнаяпедагогика#амонашвили#дистанционныйкурс На педагогику можно смотреть с разных ракурсов. Можно смотреть с твердых материалистических позиций и тогда очевидным становится тот факт, что педагогика есть наука. Можно взглянуть на нее с противоположного ракурса- идеалистического. Тогда она начинает носить ярко выраженный религиозный характер. Однако, ни материалистический, ни идеалистический подходы не являются универсальными, потому что человечество до сих пор спорит на тему первичности бытия или сознания. Сознание определяет бытие или бытие определяет сознание? Это философский вопрос. Воспитывать детей, опираясь только лишь на материалистические позиции или сделать образовательный процесс сфокусированным на религиозной составляющей? Объединяя материальное и духовное начала в педагогике, предположим, что душа наша – небесного происхождения. Итак, принимая во внимание допущение, что душа происхождения небесного, невольно приходится обращаться к религиозным учениям. Религиозные учения в свою очередь предлагают верить в бессмертие души. Так, жизнь земная является лишь отрезком жизни вечной. Одни религии открыто говорят о реинкарнации, в других эти послания завуалированы, но суть одна- мы здесь для чего-то. Таким образом, возникает следующее допущение, что у нас, у каждого, есть некая миссия. Миссия внешняя и миссия внутренняя, которые сплетаются и переплетаются меж собой. У нас есть таланты и черты характера, которые, возможно, мы унаследовали от предыдущих воплощений. У нас есть важные задачи, трудности пути, которые уготованы нам. Мы никак не чистые листы. Приходя в этот мир, мы словно семена растений каких, с какими плодами, пока неизвестно. И плоды эти созреют в свой срок. Всему свое время. Но нужна добрая почва, нужна вода, солнечный свет, тепло, терпение, забота. В конце концов, нужно понимание, что это уже добрый плод. Нужна вера. Вера в ребенка, вера в человека, что он есть Замысел Творца. Вера, что у него здесь, в этом мире есть свои задачи и свои миссии. Какой становится тогда роль педагога? Обучить? Научить? Или создавать благоприятные условия для раскрытия потенциала ребенка, для приближения, хоть даже на чуть-чуть, ребенка к своей Миссии? Поиск этих благоприятных условий задача нелегкая, непростая. Поиск новых педагогических решений есть искусство. И это искусство заставит педагога творить и, в первую очередь, рождать нового себя. Таким образом, допущение, что наша душа небесного происхождения, неизбежно приведет педагога к поиску новых способов взаимодействия с каждым ребенком, к творческому началу и к развитию самого себя. Поверив, что душа имеет происхождение небесное, мы сдвинем свое привычное восприятие образовательного процесса, где предметные и метапредметные задачи стоят на первом месте. Теперь, чувствуя особую ответственность перед Высшим Началом, ощутим, осознаем особую ценность Воспитания. Своих учеников захотим знакомить через образы с добром, благородством, скромностью, щедростью, трудолюбием и другими добродетелями. Захотим знакомить не назидательно, но воспитывая самих себя и подавая пример. Более того, если душа наша небесного происхождения, а мы здесь, в материи, то что же произошло? Произошло явление души в материальном мире. Любой человек есть явление. Явление может нам нравиться или не нравиться, радовать нас или огорчать, но изменить явление мы не в силах. Это не наша задача. Что может это означать для нас, как для педагогов? Самое гармоничное, что может случиться с явлением- принятие. Таким образом, принятие человека как явление, закладываем еще одним кирпичиком в стену своей педагогики допущений. С другой стороны, допущение, что душа имеет происхождение небесное, может быть очень неудобно для педагогики, которая выполняет государственный заказ, вылепливая из детей послушных солдат, одетых в форму и безропотно выполняющих инструкции. Здесь будет удобнее верить, что живем мы здесь и сейчас, один раз, от жизни надо взять все, все попробовать. Это делает людей более управляемыми. Такая педагогика будет нацелена на формирование минимальных ценностей и овладение предметными навыками. Такая педагогика будет оптимальна для подавления, уравнения и уничтожения проявления всякого свободо- и инакомыслия. Таким образом, допускать, что душа имеет небесное происхождение не всегда может быть полезно для государства, которому нужны послушные граждане. Кроме того, допущение, что душа имеет небесное происхождение, никогда не позволит унифицировать учебный процесс: вера в уникальную природу каждого ребенка, понимание, что у ребенка есть своя миссия, принятие его как явление не предоставят возможным развивающемуся педагогу называть ребенка «двоечником» или «троечником», давать в качестве обратной связи цифры в формате «пятибалльной шкалы оценивания», «натаскивать» на типовые задания единых государственных экзаменов, затрачивая на это бесценное время жизни ребенка. Анализируя возможные преимущества и недостатки использования в педагогике допущения, что наша душа имеет небесное происхождение, можно предположить, что эта «золотая середина» между крайними материалистическим и идеалистическим подходами в образовании имеет особое значение как для каждого участника образовательного процесса в частности, так и для развития общества в целом, ведь сегодня как никогда высок запрос на образование совершенно нового качества, образование высшего порядка, где провозглашенные методическими рекомендациями ценности, не хоронятся по кипой отчетов, а претворяются в жизнь, получая наивысшее развитие в самом педагогическом процессе, во взаимодействии и сотворчестве его участников.